Согласно приказу по предприятию сотрудник направлен в командировку в Российскую Федерацию (г. Москва) сроком на 3 рабочих дня с 31.07.2019 г. по 02.08.2019 г. (ср-пт). По личным обстоятельствам работник вернулся 04.08.2019 г. (воскресенье). Возмещаются ли сотруднику расходы по проезду на обратную дорогу?
Ответ: Да, возмещаются.
Согласно ч. 3 п. 5 Инструкции 176 в случае нахождения командированного работника в месте командировки до начала и (или) после окончания командировки в личных целях в выходные дни, государственные и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, расходы по проезду возмещаются командированному работнику на общих основаниях, а расходы по найму жилого помещения и суточные за эти дни не возмещаются.
Общие основания возмещения указаны в абз. 5 подп. 9.1.2 Инструкции 176, согласно которым работнику компенсируются расходы на проезд (в том числе трансфер, такси) до вокзала, аэропорта или пристани, а также с вокзала, аэропорта или пристани к месту отправления, назначения и пересадок на внутренних линиях железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта.
На какие организации возложена обязанность составления и предоставления отчетности в соответствии с МСФО?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»:
- Общественно значимые организации (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) обязаны составлять с 2016 г. и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
- Банки, управляющие организации инвестиционных фондов обязаны составлять с 2016 г. и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
- Акционерные инвестиционные фонды обязаны составлять годовую индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
При этом Минфином Республики Беларусь разработаны поправки в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», согласно которым предусматривается пересмотр круга лиц, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО,
Проектом предусмотрена обязанность составления годовой консолидированной или индивидуальной отчетности в соответствии с МСФО за 2022 год и последующие годы для государственных предприятий, в том числе республиканских унитарных предприятий, коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Критерием обязательности составления государственными предприятиями финансовой отчетности в соответствии с МСФО определена сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год более 4000 тыс. базовых величин.
В тоже время законопроектом предоставлено право общественно значимым организациям (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций), которые являются дочерними унитарными предприятиями, дочерними хозяйственными обществами по отношению к основным хозяйственным обществам или дочерними компаниями холдинга и ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, не составлять годовую консолидированную и (или) индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Согласно срокам плана подготовки законопроектов на 2019 год Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (расширение круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, приведение в соответствие с законодательными актами) срок внесения законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь назначен на октябрь 2019 г.
В каких случаях необходимо проводить обязательную переоценку основных средств?
Ответ: Организации независимо от формы собственности имеют право самостоятельно определять необходимость проведения переоценки по большинству объектов основных средств, что закреплено нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622, с учетом изменений Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2014 № 37.
Установлен критерий обязательности проведения переоценки, который распространяется на здания, сооружения, передаточные устройства (являющиеся отдельными видами основных средств или доходных вложений в материальные активы) – так переоценка будет являться обязательной, если уровень инфляции за период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в соответствии с законодательством в обязательном порядке, 100 и более процентов.
Данные показателя уровня инфляции публикуются Национальным статистическим комитетом в декабре текущего календарного года и отражают изменение уровня цен в ноябре текущего года к ноябрю года, предшествующего году проведения последней обязательной переоценки.
Организация на ОСНО имеет систематическое поступление наличных денежных средств в кассу. Выручка в полном объеме сдается в банк. Необходимо ли вести на предприятии кассовую книгу?
Ответ: Юридическое лицо имеет право не вести кассовую книгу.
Согласно ч. 3 п. 60 Постановления правления НБРБ от 19.03.2019 г. № 117 «Об утверждении инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами» кассовая книга не ведется:
- юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций;
- юридическими лицами, подразделениями в случае отсутствия поступлений наличных белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты в кассы и выдач наличных белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты из касс юридических лиц, подразделений;
- юридическими лицами, подразделениями, имеющими поступления наличных белорусских рублей и (или) наличной иностранной валюты в кассы юридического лица, подразделения, при условии их полной сдачи, за исключением разменных наличных белорусских рублей, разменной наличной иностранной валюты, самостоятельно в банк, работникам службы инкассации, в кассу юридического лица;
- индивидуальными предпринимателями.
Компания «Х», производящая продукцию, имеет сертификат продукции собственного производства и использует льготу по налогу на прибыль согласно Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6. Если Компания «Х», выступит как «заказчик», и поручит другой компании, «исполнителю» или «контрактному производителю», производство своей продукции в Российской Федерации, сохранится ли льгота по налогу на прибыль у компании «Х»?
Ответ:
В соответствии с абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 (далее – Декрет № 6) коммерческие организации Республики Беларусь (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь), ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства.
Справочно:
Для целей Декрета № 6 под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям, ИП понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, ИП, осуществляющим их реализацию.
Указанная льгота может быть применена в отношении организации в случае, если выпуск продукции будет осуществляться в Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
если организацию «Х» в рассматриваемом случае можно отнести к производителю выпускаемой продукции;
если выпускаемая продукции относится к продукции собственного производства.
Для признания организации производителем продукции необходимо соблюдение следующих требований (п. 4 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817, далее – Положение № 1817):
- производство продукции должно осуществляться производителем продукции с использованием имущества производителя (в том числе земельного участка, зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов и т.д.), находящегося в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) или переданных ему в аренду, финансовую аренду (лизинг) либо безвозмездное пользование;
- производство продукции должно осуществляться из материалов, сырья, компонентов (далее – материалы) производителя;
- произведенная продукция должна являться собственностью производителя либо принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
- производственные/технологические операции должны быть направлены на переработку(обработку) материалов;
При соблюдении указанных условий к продукции собственного производства можно отнести продукцию, полностью полученную производителем продукции или подвергнутую им в процессе производства достаточной переработке (обработке) при использовании труда лиц, состоящих в трудовых отношениях с производителем. При этом организация-производитель вправе для выполнения работ по выпуску продукции привлекать подрядчиков. Но в этом случае доля стоимости работ, выполненных подрядчиком, не должна превышать 15% общей себестоимости готовой продукции (ч. 1 п. 5 Положения № 1817).
Таким образом, общие критерии для отнесения организации к категории «производителя» следующие: производит продукцию своими силами и средствами, производит продукцию из своих материалов, является собственником произведенной продукции, получает продукцию путем переработки материалов.
Только при выполнении указанных выше требований организация может быть признана производителем продукции и, соответственно, выпускаемая продукция может быть отнесена к продукции собственного производства. В этом случае организация вправе применить льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.
Ольга Шикина, аудитор
Организация государственной формы собственности планирует продать числящийся на учете в качестве основного средства ноутбук с нулевой остаточной стоимостью физическому лицу, являющемуся ее работником. По какой цене организация может реализовать основное средство в данном случае?
Ответ:
При условии получения соответствующего разрешения государственного органа, которому подчинена организация, – по рыночной цене.
При реализации имущества, находящегося в государственной собственности, законодательством предусмотрен ряд ограничений при его реализации.
Реализация имущества работникам осуществляется на основании договора купли-продажи (п. 1 ст. 390 ГК1).
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 424 ГК).
Стороны могут договориться о различных способах расчетов. Это может быть предварительная оплата или последующая, единовременная или с предоставлением рассрочки. Могут быть предусмотрены и различные способы оплаты – путем внесения денежных средств в кассу (расчетный счет) организации или удержания из заработной платы работника.
Организациям государственной формы собственности при отчуждении имущества следует руководствоваться также нормами указов № 6772 и № 2943.
Отчуждение имущества организациями государственной формы собственности машин, оборудования, транспортных средств, стоимость каждого из которых не превышает 30 000 БВ, производится по решению республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, в зависимости от подчиненности организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 3 Указа № 294).
Указанные нормы применяются в отношении имущества:
– находящегося в собственности РБ и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными органами (их территориальными органами) и организациями либо подчиненными им (входящими в состав) республиканскими юридическими лицами, структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов;
– переданного в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям.
При этом предусмотрено, что отчуждение на возмездной основе без проведения аукциона либо конкурса производится по рыночной стоимости (подп. 6.9.2 п. 6 Указа № 294).
Таким образом, если основное средство реализуется государственной организацией без аукциона, то можно продать его только при условии получения соответствующего разрешения государственного органа, которому подчинена организация, и по рыночной цене.
На практике возникает вопрос: как провести рыночную оценку планируемого к реализации полностью самортизированного основного средства?
Независимая оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями согласно приложению к Указу № 6154 (подп. 1.5 п. 1 Указа № 615).
Важно помнить, что сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными (подп. 1.6 п. 1 Указа № 615).
В бухгалтерском учете рыночная стоимость реализуемых основных средств их первоначальную стоимость не изменяет и в бухгалтерском учете не отражается.
Справочно:
первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:
– реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
– переоценки основных средств в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством (п. 14 Инструкции № 265).
1Гражданский кодекс (далее – ГК).
2Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».
3Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее – Указ № 294).
4Указ Президента Республики от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 615).
5Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.
Ольга Шикина, аудитор
Организация работает по УСН без уплаты НДС. В соответствии с заключенным договором организация сдает в аренду здание. Арендная плата по условиям заключенного договора выражена в евро. Арендная плата вносится арендатором на расчетный счет арендодателя ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца за текущий месяц в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последний рабочий день предыдущего месяца. По какому курсу следует учитывать доходы от сдачи здания в аренду в целях исчисления налога при УСН? Возникают ли в данной ситуации курсовые разницы?
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 328 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налоговая база при упрощенной системе налогообложения определяется как денежное выражение валовой выручки. При этом валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
В выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества, сдаче в наем жилых помещений включается – сумма арендной платы (лизинговых платежей, платы за пользование жилым помещением), а также суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж, плата за пользование жилым помещением), если иное не установлено подп. 2.15 п. 2 ст. 328 НК (подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК).
Подп. 7.1 п. 7 ст. 328 НК установлено, что выручка организаций от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, определяется в подлежащей уплате сумме белорусских рублей – в случаях, когда дата определения величины обязательства по договору предшествует дате (совпадает с датой) отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Учитывая нормы ст. 141, 288, 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случае, когда в денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, валютный эквивалент этого обязательства используется для определения суммы обязательства в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон. С даты, когда подлежащая оплате сумма в белорусских рублях определена, денежное обязательство выражается в белорусских рублях.
Как следует из совместного разъяснения Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2018 № 15-1-7/26/2-2-10/00561 «О некоторых вопросах определения выраженной в белорусских рублях, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств», в бухгалтерском и налоговом учете выраженная в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимость активов и обязательств считается выраженной в белорусских рублях, начиная с даты определения в соответствии с законодательством или соглашением сторон подлежащей оплате суммы в белорусских рублях, и в дальнейшем не пересчитывается.
Таким образом, арендодатель доход от сдачи имущества в аренду облагает налогом при УСН в подлежащей уплате сумме в белорусских рублях. Сумма в белорусских рублях, подлежащая оплате, определяется в соответствии с условиями заключенного договора.
В рассматриваемой ситуации в соответствии с договором использовался курс на последний день календарного месяца. Положительных разниц, облагаемых налогом при УСН, в данном случае не возникает.
Ольга Шикина, аудитор
В ходе выполнения строительных работ субподрядчик понес дополнительные затртаты, которые не были учтены при заключении договора. Данные затраты возмещаются генподрядчиком на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее- акт сдачи-приемки). Облагаются ли налогом при УСН полученные от генподрядчика суммы возмещения?
Ответ:
Суммы денежных средств, полученные субподрядчиком от генподрядчика в качестве возмещения затрат, не предусмотренных договором, включаются в налоговую базу субподрядчика при УСН.
Возмещение дополнительных расходов, которые при заключении договора строительного подряда не были учтены в стоимости работ, при определенных условиях являются для субподрядчика составной частью доходов по договору строительного подряда, а именно доходом от возмещения дополнительных затрат по договору, которые не учтены при формировании первоначально установленной договором стоимости строительных работ. При этом возмещение дополнительных расходов должно быть предусмотрено договором (абз. 4 п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 30.09.2011 № 44, далее – Инструкция № 44).
Генподрядчик обязан сообщить заказчику о необходимости проведения дополнительных работ неучтенных в проектно-сметной документации и в связи с этим об увеличении сметной стоимости строительства (п. 3 ст. 698 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В случае, если генподрядчик не согласует дополнительные работы с заказчиком объекта и возместит их субподрядчику, то они будут соответственно у генподрядчика отнесены на убытки.
В бухгалтерском учете субподрядчика соответствующие доходы по договору строительного подряда отражаются по Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») (абз. 1 п. 8 Инструкции № 44).
При этом доходы от возмещения дополнительных затрат по договору определяются в размере их стоимости, подтвержденной первичным учетным документом, на день подписания документа принимающей стороной (абз. 3 п. 8 Инструкции № 44).
При выполнении строительных работ обязательными для применения всеми субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь являются акты сдачи-приемки работ, форма которых утверждена постановлением Министройархитектуры от 29.04.2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве». Акты сдачи-приемки работ, разработанные организацией самостоятельно, не применяются (ч. 4 п. 1 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ», утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29, ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности, п. 7 Перечня первичных учетных документов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360).
Объектом налогообложения налога при УСН признается валовая выручка. При этом валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 1 ст. 328 Налогового кодекса Республики Беларусь – далее НК).
С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включается стоимость проектных и строительных работ, в том числе выполненных третьими лицами, а также суммы, полученные (причитающиеся) в связи с расходами, связанными с выполнением указанных работ (в том числе с расходами, обусловленными проведением государственной экспертизы проектной документации), и не включенные в стоимость таких работ (подп. 5.4 п. 5 ст. 328 НК).
В рассматриваемой ситуации между генподрядчиком и субподрядчиком достигнуто соглашение о возмещении суммы затрат, не предусмотренных заключенным договором подряда, путем подписания акта сдачи-приемки работ, что в свою очередь подтверждает надлежащее согласование дополнительных работ (затрат).
Таким образом, сумма возмещаемых генподрядчиком дополнительных затрат, неучтенных при заключении договора строительного подряда, включается субподрядчиком в налогооблагаемую базу при УСН на основании актов сдачи-приемки работ. При этом не имеет значения согласованны данные затраты генподрядчиком с заказчиком или нет.
О.Н.Шикина, аудитор
В пределах одного собственника (учредителя) одна организация (ОСНО) передала другой организации (УСН) часть здания, которое другая организация сдает в аренду. Можно ли применять УСН вот этой другой организации?
Ответ: В случае передачи в пределах одного собственника части здания и при дальнейшей сдаче ее в аренду применение УСН возможно в случае, если в отношении сдаваемого в аренду имущества собственником(учредителем) передано право собственности (общей собственности), хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подп. 2.1.5. п. 2 ст. 324 НК не вправе применять УСН организации и ИП, сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, если указанное имущество не находится у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено подп. 2.1 п. 2 ст. 324 НК.
Указанные нормы не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства (ч. 3 подп. 2.1.5 п. 2 ст. 324 НК).
Таким образом, в случае передачи в пределах одного собственника части здания и при дальнейшей сдаче ее в аренду применение УСН возможно только в случае, если в отношении сдаваемого в аренду имущества собственником(учредителем) передано право собственности (общей собственности), хозяйственного ведения или оперативного управления.
О.Н.Шикина, аудитор