
С 17.07.2019 вступило в силу постановление КГК от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151» (далее – постановление № 3).
Постановлением № 3 утверждена Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации (далее – Инструкция). В Инструкции конкретизирован алгоритм действий Департамента финансовых расследований КГК (далее – ДФР, Департамент) при реализации норм п. 4 ст. 33 НК.
Следует напомнить, что Указом № 151 Департаменту дано право при установлении оснований п. 4 ст. 33 Налогового кодекса (далее – НК) составлять заключения и направлять их субъектам предпринимательской деятельности, в отношении которых они составлены. При этом в поле зрения попадают и юридические лица, и ИП, совершавшие с такими субъектами хозяйственные операции. В их адрес Департаменту предоставлено право направлять информацию с предложением самостоятельно осуществить корректировку налоговой базы, суммы налогов к уплате по совершенным операциям (подп. 1.1 п. 1 Указа № 151, подпункты 10.7, 10.8 Положения о ДФР № 87).
Заключение об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), составляется ДФР, если по результатам проверки и (или) в ходе расследования уголовного дела установлено одно или несколько оснований п. 4 ст. 33 НК и подтверждены факты совершения правонарушения в экономической сфере (ч. 1 п. 3 Инструкции).
Для составления заключения должно быть доказано наличие хотя бы одного из перечисленных ниже обстоятельств:
– на счета субъекта поступала выручка, имелись объекты налогообложения, но налоговые декларации не представлялись в течение двух отчетных периодов подряд;
– поступившая на счета сумма денежных средств за месяц превысила 5000 БВ, но представитель субъекта не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой они поступили;
– фактически от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо, либо печати, бланки документов с определенной степенью защиты переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование (ч. 2 п. 3 Инструкции).
Информация о составленных заключениях подлежит размещению на официальном сайте КГК.
Направляемое в адрес субъекта хозяйствования заключение должно содержать:
– наименование субъекта предпринимательской деятельности;
– учетный номер плательщика;
– предусмотренное п. 4 ст. 33 НК основание, об установлении которого составлено заключение со ссылкой на документы (информацию, материалы), подтверждающие его наличие;
– период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).
Заключение составляется в 2-х экземплярах, подписывается заместителем Председателя КГК – директором ДФР или его заместителем и скрепляется печатью и вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю в течение 3-х рабочих дней с момента его составления.
Даже в случае, если субъект хозяйствования фактически отсутствует по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о госрегистрации), и (или) по последнему месту нахождения, известному ДФР, и фактически ему не представляется возможным вручить в установленном Инструкцией порядке заключение ДФР, он не освобождается от обязанности корректировки налоговой базы, сумм налогов к уплате, внесения изменений в налоговую декларацию. В этом случае получатель считается надлежащим образом ознакомленным, а документы – полученными по истечении 3-х рабочих дней (ч. 2 п. 6, ч. 2 п. 12 Инструкции).
Узнать информацию о подготовленном заключении ДФР об установлении оснований, указанных в п. 4 ст.33 НК, влекущих корректировку налоговой базы, в таких случаях субъект хозяйствования может исключительно посредством официального сайта КГК, что не исключает его обязанности по корректировке налоговой базы и уплате сумм налога в бюджет в случае признания субъекта ознакомленным надлежащим образом.
При этом субъектам хозяйствования важно не забывать, что, если необходимая корректировка не будет произведена, то контролирующий орган наделен правом выхода на внеплановую проверку, что предусмотрено ч. 3 п. 8 подп. 12.3 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».